суббота, 26 апреля 2014 г.

Особенности адаптации первоклассников

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни ребенка, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Это не только новые условия жизни и деятельности человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Адаптация ребенка к школе проходит сложнее, чем адаптация в детском саду, поскольку здесь изменяется большее число жизненных аспектов.


Это очень напряженный период, прежде всего, потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных с их прежним опытом. К этим изменениям детям необходимо адаптироваться.

Что такое адаптация? Адаптация(от лат. adaptatio — приспособление) — совокупность приспособительных реакций живого организма к изменяющимся условиям существования...

Рассмотрим основные из этих условий.

С началом обучения в школе сильно возрастает длительная неподвижность. Для детей вообще, а особенно для малышей в возрасте шести-семи лет, эта нагрузка является крайне утомительной. И это не единственное изменение в привычном образе жизни ребенка, приспособление к которому требует усилий и времени.

Также меняется социальная позиция ребенка: из дошкольника он превращается в ученика. У него появляются новые обязанности: делать уроки, приходить вовремя в школу, быть внимательным на уроках, дисциплинированным и т. п.

Кроме того, у ребенка происходит смена ведущей деятельности. До начала обучения в школе дети заняты преимущественно игрой. С приходом в школу они начинают овладевать учебной деятельностью. Отличие игровой и учебной деятельности состоит в том, что игровая деятельность является свободной, а учебная деятельность построена на основе усилий ребенка. Следует отметить так же и то, что переход ребенка от игровой деятельности к учебной осуществляется не по его воле, а как бы «навязан» ему сверху.

Важным фактором психологической адаптации ребенка к школе выступает его социальное окружение. От отношения учителя к ребенку зависит успешность его дальнейшего обучения в школе.

Успешность адаптации ребенка к школе зависит еще и от того, насколько прочно он смог утвердить свою позицию в классе среди сверстников.

Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления, в отличие от физиологической адаптации, которая происходит как бы автоматически. Поэтому адаптироваться приходится не только ребенку к классу, к своему месту в школе, к учителю, но и самим педагогам к новым для них воспитанникам.

Таким образом, приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуются для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. И насколько безболезненно этот процесс будет протекать во многом зависит не только от организации учебного процесса учителем, но и от помощи, сотрудничества и поддержки родителей. Но это уже совсем другая история…

автор статьи: Елена Поступинская

Комментариев нет:

Отправить комментарий