воскресенье, 14 декабря 2014 г.

Какие игрушки необходимы детям

Развитие богатого эмоционального мира ребенка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребенку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните свои первые игрушки! Это не обязательно дорогие куклы и шикарные машины. У кого-то это невзрачный мишка, переданный по наследству мамой, у кого-то – малюсенький пупсик с огромным количеством немыслимых нарядов из тюля и т. д. Выбор игрушек для ребенка – очень важное и серьезное дело. Только сам ребенок способен выбрать из огромного количества игрушек именно то, что ему необходимо. Этот выбор внутренне обусловлен теми же эмоциональными побудителями, что и выбор взрослыми друзей и любимых.

У каждого ребенка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет ему преодолеть страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и нужно уснуть, но не в одиночестве, а с подушкой-игрушкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол. Но в минуты детского горя их вспоминают и достают. Их чинят, дорисовывают стершиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты.

Трудно представить, что подобное отношение ребенок может испытать к роботу-трансформеру, игрушке «Денди», взмывающему ввысь самолету, ревущей машине.
В подружки маленькие мальчики и девочки скорее выберут Барби, котенка, зайчонка – то есть существо, очень похожее на человека, близкое и понятное ему. Поэтому, узнав о заветной мечте ребенка иметь ту или иную игрушку, сначала подумайте – нужна ли она ему?
Несомненно, у ребенка должен быть определенный набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.

Игрушки из реальной жизни


Кукольное семейство (может быть и семья зверушек), кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы, стиральная машина,  плита, телевизор, мелки и доска, счеты, музыкальные инструменты,  железные дороги, телефон и другие.

Игрушки, помогающие выплеснуть агрессию


Солдатики, ружья, мячи, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки, кегли, а также дротики для метания и т. д.

Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения

Кубики, матрешки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски, пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т. д.

При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом – игрушки следует выбирать, а не собирать!

Игрушки, какими их представляют себе взрослые, с точки зрения ребенка никуда не годятся. Великолепные автоматические и полуавтоматические полностью собранные игрушки не могут удовлетворить творческие и эмоциональные потребности ребенка. Ребенку нужны такие игрушки, на которых можно отрабатывать, отшлифовывать основные необходимые свойства характера. Для этого автоматические игрушки совершенно не пригодны.

Игрушки для самых маленьких детей прежде всего должны развивать органы чувств: глаза, уши, руки. И пока основная его потребность чувствовать тепло – первые игрушки малышей должны быть мягкими и теплыми, тогда они будут полностью соответствовать стремлению малыша всё познать через осязание. Самые лучшие игрушки для маленьких – это те, которые можно кусать. Они должны быть сделаны из мягких материалов – пластмассы, резины, хорошо мыться, быть легкими, не иметь удлиненной плоской формы, чтобы, засовывая их в рот, ребенок не мог подавиться. Окраска игрушек должна быть яркой. Хорошо, если они будут звучащими.

Для годовалого малыша интересны и полезны будут пластмассовые пирамидки из 3-4 составляющих колец разного цвета, мисочки разных размеров, вкладывающиеся друг в друга, разноцветные кубики. Манипуляция с этими игрушками не только развивает интеллект ребенка, но и доставляет удовольствие и радость, когда у малыша что-то получается так же, как у взрослого. Очень полезны игрушки неваляшки.

Для 2-летних детей очень хороши большой разноцветный мяч, который не закатывается под мебель, 7-8-составные пирамидки, мягкие и пушистые игрушки, которые дети уже не тянут в рот, а вот засыпают с ними очень хорошо. Большая пластмассовая машина или коробка уже с этого возраста будет приучать ребенка к аккуратности, самостоятельности, т. к. в них должны складываться после игры кубики, мячи, резиновые и мягкие игрушки. Хорошо, если уже в этом возрасте у малыша будет свое игровое место  в квартире, а у игрушек свой домик.
К трем годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с четкой формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы, которые малыши собирают вместе с взрослыми.  При этом дети испытывают удовольствие и восторг от того, что из странных кусочков может получиться замечательная, понятная ребенку фигура-игрушка. На этом возрастном этапе ребенок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнает о том, что люди заняты в жизни работой и имеют разные профессии, Сталкиваются с проблемами и находят выход из конфликтных ситуаций. Поэтому чаще всего ребенок выбирает сюжеты для ролевых игр из жизни, которая его окружает. Дети играют в следующие игры: «Дочки-матери», «Магазин», «Маму и папу»,  «Доктора», «Детский сад» и т. д. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь). Правильной будет покупка парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели, и других предметов, отображающих различные стороны реальной жизни. Стремление ребенка жить общей со взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии эмоций и социальной адаптации. Основное требование – «бытовые  игрушки» должны быть похожи на оригинал и достаточно прочными.

К 4-м годам ролевая игра становится основным видом деятельности ребенка. Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся не нужными, т. к. детская фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Карандаш, например, может стать волшебной палочкой, зеленые листья – деньгами, нарисованные на бумаге орнаменты – коврами в кукольной квартире. Именно поэтому в таком возрасте наибольшую пользу ребенку  принесут не дорогие и бесполезные игрушки,  а функциональные, даже если они сделаны своими руками.

Есть поговорка: «Нельзя всю жизнь играть». Это правда, но согласитесь, взрослые, как приятно иногда получить смешной сувенир от приятного человека! Дарите своим детям радость не только в дни рождения и в Новый год, но и просто так – для хорошего настроения! 

2 комментария:

  1. Хорошая статья! Вы действительно эксперт. Трудно найти бюджет и хороший лазерный фонарик сейчас. Я нашел Gearbest развивающие игрушки хорошего качества. Какая у вас идея?

    ОтветитьУдалить