Детям от 12 до 18 лет предложили добровольно провести восемь часов
наедине с самим собой, исключив возможность пользоваться средствами
коммуникации (мобильные телефоны, интернет).
При этом им запрещалось включать компьютер, любые гаджеты, радио и телевизор.
Зато разрешался целый ряд классических занятий наедине с собой: письмо,
чтение, игра на музыкальных инструментах, рисование, рукоделие, пение, прогулки
и т.п.
Автор эксперимента хотела доказать свою рабочую гипотезу о том, что современные детки чересчур много развлекаются, не в состоянии сами себя занять и совершенно не знакомы со своим внутренним миром. По правилам проведения эксперимента, дети должны были прийти строго на следующий день и рассказать, как прошло испытание на одиночество. Им разрешалось описывать своё состояние во время эксперимента, записывать действия и мысли. В случае чрезмерного беспокойства, дискомфорта или напряжения психолог рекомендовала немедленно прекратить эксперимент, записать время и причину его прекращения.
На первый взгляд, затея эксперимента кажется весьма безобидной. Вот и
психолог ошибочно полагала, что это будет совершенно безопасно. Настолько
шокирующих результатов эксперимента не ожидал никто. Из 68 участников до конца
эксперимент довели только лишь ТРОЕ — одна девочка и два мальчика. У троих
возникли суицидальные мысли. Пятеро испытали острые «панические атаки». У 27
наблюдались прямые вегетативные симптомы — тошнота, потливость, головокружение,
приливы жара, боль в животе, ощущение «шевеления» волос на голове и т.п.
Практически каждый испытал чувство страха и беспокойства.
Новизна ситуации, интерес и радость от встречи с собой исчезла
практически у всех к началу второго-третьего часа. Только десять человек из
прервавших эксперимент почувствовали беспокойство через три (и больше) часа
одиночества.
Героическая девочка, доведшая эксперимент до конца, принесла дневник, в
котором она все восемь часов подробно описывала свое состояние. Тут уже волосы
зашевелились на голове у психолога. Из этичных соображений, она не стала
публиковать эти записи.
Что делали подростки во время эксперимента:
— готовили еду, ели;
— читали или пытались читать;
— делали какие-то школьные задания (дело было в каникулы, но от отчаяния
многие схватились за учебники);
— смотрели в окно или шатались по квартире;
— вышли на улицу и отправились в магазин или кафе (общаться было
запрещено условиями эксперимента, но они решили, что продавцы или кассирши — не
в счет);
— складывали головоломки или конструктор «Лего»;
— рисовали или пытались рисовать;
— мылись;
— убирались в комнате или квартире;
— играли с собакой или кошкой;
— занимались на тренажерах или делали гимнастику;
— записывали свои ощущения или мысли, писали письмо на бумаге;
— играли на гитаре, пианино (один — на флейте);
— трое писали стихи или прозу;
— один мальчик почти пять часов ездил по городу на автобусах и
троллейбусах;
— одна девочка вышивала по канве;
— один мальчик отправился в парк аттракционов и за три часа докатался до
того, что его начало рвать;
— один юноша прошел Петербург из конца в конец, порядка 25 км ;
— одна девочка пошла в Музей политической истории и еще один мальчик — в
зоопарк;
— одна девочка молилась.
Практически все в какой-то момент пытались заснуть, но ни у кого не
получилось, в голове навязчиво крутились «дурацкие» мысли.
Прекратив эксперимент, 14 подростков полезли в социальные сети, 20
позвонили приятелям по мобильнику, трое позвонили родителям, пятеро пошли к
друзьям домой или во двор. Остальные включили телевизор или погрузились в
компьютерные игры. Кроме того, почти все и почти сразу включили музыку или
сунули в уши наушники.
Все страхи и симптомы исчезли сразу после прекращения эксперимента.
63 подростка задним числом признали эксперимент полезным и интересным
для самопознания. Шестеро повторяли его самостоятельно и утверждают, что со
второго (третьего, пятого) раза у них получилось.
При анализе происходившего с ними во время эксперимента 51 человек
употреблял словосочетания «зависимость», «получается, я не могу жить без…»,
«доза», «ломка», «синдром отмены», «мне все время нужно…», «слезть с иглы» и т.
д. Все без исключения говорили о том, что были ужасно удивлены теми мыслями,
которые приходили им в голову в процессе эксперимента, но не сумели их
внимательно «рассмотреть» из-за ухудшения общего состояния.
Один из двух мальчиков, успешно закончивших эксперимент, все восемь
часов клеил модель парусного корабля, с перерывом на еду и прогулку с собакой.
Другой сначала разбирал и систематизировал свои коллекции, а потом пересаживал
цветы. Ни тот, ни другой не испытали в процессе эксперимента никаких негативных
эмоций и не отмечали возникновения «странных» мыслей.
Получив такие результаты, семейный психолог испугалась. Гипотеза
гипотезой, но когда она вот так подтверждается…
Понравилась статья? Порекомендуйте ее своим друзьям с помощью кнопок социальных сетей чуть ниже.
В чем шок эксперимента? К сожалению - это реальность, современные дети не умеют жить без мобильников и соц.сетей, они не знают, чем заняться в свободное время и ничего с этим не поделаешь!!!
ОтветитьУдалитьМне очень жаль современных подростков. У них как-бы шоры на глазах. Они не замечают или не хотят замечать ничего вокруг себя. А вокруг так много интересного, а не только музыка, компьютерные игры и аська. " Выжили" те подростки, у которых были любимые занятия: коструирование моделей кораблей, коллекцианирование, цветородство. И это упущение нас- взрослых.
ОтветитьУдалитьЧитая результаты этого эксперимента становится страшно, ведь молодеж так зависима от различных электронных вещей, что даже и 8 часов не смогла без них прожить.
ОтветитьУдалить